Администрация сельского поселения "Усть-Илыч"
с.Усть-Илыч, Троицко-Печорский район, Республика Коми

Социальная защита и обеспечение прав  инвалидов и маломобильных слоев общества

Принятая в 2006 году ООН Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 года, задала новый вектор развития социальной политики России, ориентировав и законодателя, и правоприменителя на интеграцию человека с инвалидностью в общество с самого рождения

Социальная защита и обеспечение прав  инвалидов и маломобильных слоев общества.

Принятая в 2006 году ООН Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 года, задала новый вектор развития социальной политики России, ориентировав и законодателя, и правоприменителя на интеграцию человека с инвалидностью в общество с самого рождения. Несмотря на это, реализация конституционных прав инвалидов по-прежнему осуществляется с огромными трудностями, 
При большом количестве нуждающихся в медпомощи жителей села и горожан можно сделать вывод, что институт получения статуса инвалидности, который невозможно задействовать без оказания гражданам медицинских услуг, сопровождается множеством процедурных, материальных проблем, которые зачастую ложатся на граждан неподъемным бременем и служат препятствием к оформлению инвалидности, не позволяя им получать определенные социальные преференции, предоставляемые инвалидам, признанным таковыми в установленном законом порядке.
Нарушения выявлялись при предоставлении медицинских услуг, лекарственных средств, при организации образовательного процесса, социального обслуживания, трудоустройства, обращаются по поводу недоступности для них различных объектов инфраструктуры.
Вопросы трудоустройства и работы, и увольнений указанной категории граждан также находятся предметом прокурорских проверок.
Нарушения такого рода, зачастую влекущие возникновение угрозы жизни и здоровью людей, имеют место практически в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании и требуют реагирования со стороны органов государственной власти, органов контроля, надзора и правоохранительных органов.
Поводами для проведения проверок служат обращения граждан, информация общественных организаций по защите прав маломобильных слоев общества, в том числе по отсутствию доступности объекта, а также не предоставления в соответствии с предписанными курсом реабилитации технических средств и лекарственных средств.
Прокуратурой района в 2018-2020 годы выявлялись нарушения в части доступности социальных объектов для маломобильных слоев общества в связи с чем, прокуратурой района  в 2020 году внесены представления об устранении нарушений законодательства по объектам аптечного комплекса, которые находятся на рассмотрении.
Кроме того анализировалась деятельность по доступу  к информации  о деятельности органов местного самоуправления. Так, например в развитие требований Федерального закона №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее ГОСТ), утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2007 и веден в действие с 01.01.2014.
Пункт 4.3 ГОСТ для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645.
    Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
Согласно п. 4.5, 4.6 ГОСТ для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, т.к. доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Из положений п. 5.1.2, 5.1.3 ГОСТ следует, что часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15. Графический файл несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжен поясняющим текстом.
При изучении электронной страницы официального сайта органов местного самоуправления установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона некоторыми органами местного самоуправления не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации в соответствии с ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». Альтернативная версия официального сайта для слабовидящих не разработана, соответствующая ссылка на версию официального сайта для слабовидящих, отсутствует. 
В связи с чем прокуратурой района в 2018 году в Троицко-Печорский районный суд направлено  исковое заявление об обязании привести официальный сайт указанного органа местного самоуправления в сети Интернет в соответствие с требованиями, установленными ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», исковые требования удовлетворены.
В целях защиты прав инвалидов, являющихся предметом посягательства, правоохранительные органы вправе возбуждать дело об административном правонарушении, объектом которого являются общественные отношения в области труда и занятости инвалидов, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.42 "Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости"; 5.43 "Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов"; 9.13 "Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур"; 9.14 "Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами"; 11.24 "Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов".
По фактам нарушения прав инвалидов и маломобильных слоев общества  рекомендуем обращаться в прокуратуру района, в том числе посредством электронной почты: tr-pechorsk@prockomi.ru 
 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie