Способы противодействия телефонным мошенникам и преступлениям в сети «Интернет».
В настоящее время очень остро стоит вопрос противодействия хищениям, совершенным с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Выявлять применяемые преступниками способы таких хищений и эффективно противостоять им намного сложнее, чем обычным преступлениям, изменить эту ситуацию можно в том случае, если граждане при общении с неизвестными лицами будут проявлять повышенную бдительность, более ответственно подходить к вопросу сохранности своих сбережений.
Необходимо знать, что большинство таких преступлений совершается с применением методов «социальной инженерии». Эта технология основана на использовании слабостей человеческого фактора.
Например, злоумышленник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выяснить пароль, сославшись на необходимость решения проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом.
Распространенный характер носят хищения, связанные с убеждением граждан оформить кредиты, а полученные средства перевести на «безопасные счета». Преступники, представляясь сотрудниками банка, а также представителями правоохранительных органов, ложно информируют граждан о попытках хищения с их счетов денежных средств или оформления от их имени кредитов, для предотвращения которых требуется самостоятельное получение кредита и перевод денежных средств на «безопасный счет».
Дистанционные хищения также совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети «Интернет» заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица.
Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.
Так называемый фишинг - тоже техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо как правило содержит ссылку на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты сим-карт потерпевших, а также устройства-скиммеры, считывающие информацию, содержащуюся на магнитной полосе банковской карты для последующего изготовления ее дубликата. Рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги, внедряют вредоносные программы в системы юридических лиц, похищают электронные ключи и учетные записи к ним в офисах организаций и т.д.
Активно применяются возможности «IP-телефонии». С использованием различных компьютерных программ и интернет-ресурсов формируются любые номера абонентов, в том числе выдаваемые за номера правоохранительных органов и кредитно-финансовых организаций.
Кроме того существуют способы мошенничества, когда инициатива передачи денежных средств мошенникам происходит по собственной инициативе граждан. Получают все большее распространение мошенничества, прикрываемые привлечением денежных средств в инвестиционные проекты, в том числе криптовалюта, участие через брокера в операциях на фондовых рынках.
Перед тем как переводить свои денежные средства необходимо убедиться в наличии у организации лицензии на привлечение денежных средств граждан, лицензии на ведение брокерской деятельности - реестр брокеров размещен на официальном сайте Банка России.
При должной внимательности граждане могут распознать мошенников, так как практически все преступные схемы обладают характерными признаками:
- мошенники первыми выходят на контакт (поступает звонок, SMS-сообщение, электронное письмо и т.д.);
- они сообщают о возможной потере денежных средств, либо о выигрыше;
- запрашивают персональные данные (реквизиты банковских карт, коды-подтверждения) или просят установить что-либо по направляемым интернет-ссылкам для «защиты денежных средств»;
- действия мошенников всегда направлены на вызов сильных эмоций – напугать потерей денежных средств или обрадовать случайным выигрышем;
- всегда требуют принятия немедленных решений.
Важно помнить, что нельзя никогда и никому сообщать трёхзначный код на обратной стороне банковской карты (CVV), а также личные сведения, данные банковских карт и счетов, поступившие в СМС пароли, которые могут быть использованы злоумышленниками для неправомерных действий.
Не следует переводить и передавать денежные средства незнакомым лицам, действующим под различными предлогами, в том числе по поручению или от имени родственников или знакомых.